Size: 12923
Comment:
|
Size: 12138
Comment:
|
Deletions are marked like this. | Additions are marked like this. |
Line 1: | Line 1: |
== Безопасность: надёжность и секретность == | === Безопасность: надёжность и секретность == |
Line 3: | Line 3: |
Когда речь идёт о безопасности компьютерной системы, надо понимать, что безопасность должна трактоваться вами, как человеком, отвечающему за безопасность, с двух сторон: | Когда речь идёт о безопасности компьютерной системы, надо понимать, что безопасность должна трактоваться с двух сторон: |
Line 6: | Line 6: |
Слово security,кстати, означает оба случая. | Слово security, кстати, означает оба случая. |
Line 8: | Line 8: |
Не важно отчего пропадут ваши данные - из-за того, что сгорит винчестер или от того, что её взломает человек и уничтожит их. И задача --- не ловить хакеров, а обеспечить безопасность. А выявлять хакеров --- это даже не инструмент решения задачи безопасности, это скорее превентивная мера. Инструмент решения совершенно очевиден --- надо повышать как секретность, так и надёжность. Инструменты повышения надёжности тоже вполне очевидны --- надо все данные дублировать, повышать качество оборудования и ПО и т.д. Инструменты повышения секретности тоже очевидны --- надо шифровать всё, что нужно и повышать криптостойкость того, что и как вы шифруете. А поимка хакеров --- третья производная. В случае, если у вас есть опасения, что какая-то часть системы недостаточно безопасна, то при отлове хакеров вы можете обеспечить лишь то, что они меньше сломают. | Не важно, отчего пропадут данные --- из-за того, что сгорит винчестер или из-за того, что компьютер взломает человек и уничтожит их. И основная задача --- не ловить хакеров, а обеспечить безопасность. А выявлять хакеров --- это даже не инструмент решения задачи безопасности, это, скорее, превентивная мера. Инструмент решения совершенно очевиден --- надо повышать как секретность, так и надёжность системы. Инструменты повышения надёжности тоже достаточно очевидны --- данные надо дублировать, повышать качество оборудования и ПО и т.д. Инструменты повышения секретности тоже очевидны --- надо шифровать всё, что нужно и повышать криптостойкость шифров. А поимка хакеров --- третья производная. |
Line 13: | Line 14: |
Во принципе надежность в случае компьютерного класса важнее чем защищенность. | В принципе, надежность в случае компьютерного класса важнее, чем секретность. |
Line 15: | Line 16: |
* Надёжность можно интерпретировать в том числе и как надёжность аппаратного обеспечения(в т.ч. и во враждебных внешних обстоятельствах). Тут можно мало что делать --- если вам доверена покупка аппаратного обеспечения, то обращаться к доверенным брендам и т.д. К сожалению, в образовательных учреждениях это практически невозможно. Тем не менее, если есть возможность выбирать, необходимо выбирать более надёжное железо. | В понятие надежности входит надёжность аппаратного обеспечения(в т.ч. и во враждебных внешних обстоятельствах). Тут от администратора мало что зависит --- если вам доверена покупка аппаратного обеспечения, то необходимо обращаться к доверенным брендам. К сожалению, в образовательных учреждениях это практически невозможно. Тем не менее, если есть возможность выбирать, необходимо выбирать более надёжное железо. |
Line 17: | Line 18: |
Предположим что так или иначе у нас есть аппаратное обеспечение. Однако у любой надежности аппаратного обеспечения есть предел и мы хотим обеспечить большую надёжность. В первую очередь, нужно определить, стоит ли овчинка выделки. В том же компьютерном зале стоит ли повышать надёжность работы конкретного компьютера, если на нём например не хранится никаких данных, и он, в конце концов заменим? Тем не менее, типичный метод повышения надежности --- холодный резерв(запасные комплекты аппаратного обеспечения) - но он не спасает, конечно, от потери данных. Тем не менее, если есть задача обеспечить учебный процесс на N учеников, то было бы неплохо иметь 1---2 компьютера в холодном резерве. | Предположим что, так или иначе, у нас есть аппаратное обеспечение. Однако у любой надежности аппаратного обеспечения есть предел, и мы хотим обеспечить большую надёжность. В первую очередь, нужно определить, стоит ли овчинка выделки. В компьютерном классе стоит ли повышать надёжность работы конкретного компьютера, если на нём не хранится никаких данных, и он, в конце концов, заменим? Тем не менее, если это необходимо, то типичный метод повышения надежности --- холодный резерв(запасные комплекты аппаратного обеспечения) --- но он, конечно, не спасает от потери данных. Тем не менее, если есть задача обеспечить учебный процесс на N учеников, то было бы неплохо иметь 1-2 компьютера в холодном резерве. |
Line 25: | Line 26: |
*Второй стандартный способ- резервное копирование. Если холодный резерв --- запас железа, то резервное копирование --- запас данных. Если вы хотите обеспечить сохранность данных. , то было бы неплохо чтобы эти данные существовали в более чем одном экземпляре и эти экземпляры периодически синхронизировались бы с основным. | Второй стандартный способ --- резервное копирование. Если холодный резерв --- это запас железа, то резервное копирование --- запас данных. Если вы хотите обеспечить сохранность данных, то было бы неплохо чтобы эти данные существовали более чем в одном экземпляре и эти экземпляры периодически синхронизировались бы с основным. |
Line 27: | Line 28: |
.Следует понимать, что хранение резервной копии на том же физическом носителе --- достаточно бессмысленная идея.Если и повышать индекс надёжности, то лучше использовать два диска. В случае, если есть возможность переписывать на другой компьютер, то это ещё лучше. И если есть возможность передать данные в другое помещение --- лучше в другое помещение. Можно использовать также переносные устройства(DVD,внешние жесткие диски и т.п.) | Следует понимать, что хранение резервной копии на том же физическом носителе --- бессмысленная идея. Если нужно действительно повысить надежность, то необходимо использовать два диска. В случае, если есть возможность переписывать на другой компьютер, то это ещё лучше. Если есть возможность передать данные в другое помещение --- лучше в другое помещение. Можно использовать также переносные устройства(DVD,внешние жесткие диски и т.п.) |
Line 29: | Line 30: |
.В ПСПО никаких автоматических средств не было включено, поскольку сервер не значился в госзаказе. Сейчас вроде бы какие-то идеи, связанные со школьным сервером предвидятся. | В ПСПО никаких автоматических средств для этого не включено, поскольку сервер не значился в госзаказе. Сейчас вроде бы какие-то идеи, связанные со школьным сервером предвидятся. |
Line 31: | Line 32: |
.Одна из схем резервного копирования например: на двух машина есть два диска: первая машина пишет свои данные на диск второй, а вторая --- на первую. Такая нехитрая идея позволяет при порче одной машины восстановить данные с другой. | Одна из схем резервного копирования: на двух машина есть два диска: первая машина пишет свои данные на диск второй, а вторая --- на первую. Такая нехитрая идея позволяет при порче одной машины восстановить данные с другой. |
Line 33: | Line 34: |
* Есть ещё один метод, менее популярный чем первые два: горячий резерв. В этом способе вместо одного устройства работой занимаются сразу два или более устройств. Проще всего это пронаблюдать на примере винчестеров. Для этого существуют несколько способов объединения их в одно пространство. когда речь идет о повышении именно надежности в простейшем случае это зеркалирование. Большинство современных компьютеров делают вид что они умеют это делать на аппаратном уровне. К сожалению часто этого всего лишь небольшая модификация для БИОС'а для корректной загрузки с такого объединения, а вся нагрузка ложиться на драйвер. В Линукс в этом смысле лучше использовать программное объединение дискового пространства в т.н. том. Кстати сказать, интерфейс установщика позволяет делать это очень легко --- там разделяется понятие тома и раздела. То есть установить АльтЛинукс на машину с двумя винчестерами, сделав из них при этом миррор очень легко. Единственное, что надо сделать --- настроить загрузку. В некоторых случая можно установиться и на аппаратный RAID, когда есть разумный контроллер, для которого есть линуксовый драйвер. При этом установщик хорош тем, что он грузится с CD-привода,поэтому он может подгрузить все необходимые модули. | Есть ещё один метод, менее популярный, чем первые два --- горячий резерв. В этом способе вместо одного устройства работой занимаются сразу два или более устройств. Проще всего это пронаблюдать на примере винчестеров. Для этого существуют несколько способов объединения их в одно пространство. В простейшем случае это зеркалирование. Большинство современных компьютеров делают вид что они умеют это делать на аппаратном уровне. К сожалению, часто это всего лишь небольшая модификация для БИОС для корректной загрузки с такого объединения, а вся нагрузка ложится на драйвер, то есть программную часть. В Линукс в этом смысле лучше использовать программное объединение дискового пространства в т.н. том. Кстати сказать, интерфейс установщика позволяет делать это очень легко --- там разделяется понятие тома и раздела. То есть установить АльтЛинукс на машину с двумя винчестерами, сделав из одного них зеркало другого очень легко. Единственное, что надо сделать --- настроить загрузку. В некоторых случая можно установить систему и на аппаратный RAID, когда есть разумный контроллер, для которого есть линуксовый драйвер. При этом установщик может подгрузить все необходимые модули. |
Line 35: | Line 36: |
.Существуют и более хитрые способы горячего резерва, кроме как на дисках. Но в школе они редко применимы. Например работают одновременно две машины,выполняющие одну и ту же функцию, они объединяются при помощи специального программного обеспечения и при выходе из строя одной машины продолжает работать другая. Аналогичное возможно и с блоком питания, и с процессорами. | Существуют и более хитрые способы горячего резерва, но в школе они редко применимы. Например, работают одновременно две машины, выполняющие одну и ту же функцию, объединенные при помощи специального программного обеспечения так, что при выходе из строя одной машины продолжает работать другая. Аналогичное возможно и с блоками питания, и с процессорами. |
Line 37: | Line 38: |
Несмотря на то, что мы отказались давать классификацию уязвимостей, но в любом случае надо понимать, что проблема безопасности троякая: | Несмотря на то, что мы отказались давать классификацию уязвимостей, укажем, что проблема безопасности троякая: |
Line 42: | Line 43: |
Следует также сказать, что вопрос обеспечения надежности это именно вопрос администратора, и он упирается в большое количество работ, когда вы компьютера вообще не видите --- прокладка кабеля, обеспечение питания , в т.ч. фильтрованного, регулярная профилактика. В числе прочего, если важна бесперебойная работа чего-то , то неплохо бы обеспечить источник бесперебойного питания, желательно причем чтобы он одновременно и фильтровал питание Существует ПО для работы с UPS'ом, как поставляемое разработчиком, так и отдельное существующее, и можно даже автоматизировать процесс: например если UPS сообщает что он сможет обеспечить питание еще на только 15 минут, то некоторые машины надо автоматически выключать. | Следует также сказать, что вопрос обеспечения надежности это задача администратора, и он упирается в большое количество работ, когда вы компьютера вообще не видите --- прокладка кабеля, обеспечение питания, регулярная профилактика. В числе прочего, если важна бесперебойная работа чего-то, то неплохо бы обеспечить источник бесперебойного питания. Существует ПО для работы с UPS'ом, как поставляемое разработчиком, так и отдельное, и можно автоматизировать процесс: если UPS сообщает что он сможет обеспечить питание только на 15 минут, то машину можно автоматически выключить. |
Line 51: | Line 52: |
|| 20 || 1 || 1 || 1 || || 1 || ArtemSerebriyskiy, VladimirLysikov, VsevolodKrishchenko || || || | || 50 || 1 || 1 || 1 || || 1 || ArtemSerebriyskiy, VladimirLysikov, VsevolodKrishchenko || || || |
=== Безопасность: надёжность и секретность ==
Когда речь идёт о безопасности компьютерной системы, надо понимать, что безопасность должна трактоваться с двух сторон:
- Безопасность --- надёжность
- Безопасность --- секретность
Слово security, кстати, означает оба случая.
Не важно, отчего пропадут данные --- из-за того, что сгорит винчестер или из-за того, что компьютер взломает человек и уничтожит их. И основная задача --- не ловить хакеров, а обеспечить безопасность. А выявлять хакеров --- это даже не инструмент решения задачи безопасности, это, скорее, превентивная мера. Инструмент решения совершенно очевиден --- надо повышать как секретность, так и надёжность системы. Инструменты повышения надёжности тоже достаточно очевидны --- данные надо дублировать, повышать качество оборудования и ПО и т.д. Инструменты повышения секретности тоже очевидны --- надо шифровать всё, что нужно и повышать криптостойкость шифров. А поимка хакеров --- третья производная.
Здесь не будет рассказана теория классификации уязвимостей, атак и т.п. Во-первых, это есть в сети, во-вторых, это далеко от задач администратора в обычном классе.
Надёжность
В принципе, надежность в случае компьютерного класса важнее, чем секретность.
В понятие надежности входит надёжность аппаратного обеспечения(в т.ч. и во враждебных внешних обстоятельствах). Тут от администратора мало что зависит --- если вам доверена покупка аппаратного обеспечения, то необходимо обращаться к доверенным брендам. К сожалению, в образовательных учреждениях это практически невозможно. Тем не менее, если есть возможность выбирать, необходимо выбирать более надёжное железо.
Предположим что, так или иначе, у нас есть аппаратное обеспечение. Однако у любой надежности аппаратного обеспечения есть предел, и мы хотим обеспечить большую надёжность. В первую очередь, нужно определить, стоит ли овчинка выделки. В компьютерном классе стоит ли повышать надёжность работы конкретного компьютера, если на нём не хранится никаких данных, и он, в конце концов, заменим? Тем не менее, если это необходимо, то типичный метод повышения надежности --- холодный резерв(запасные комплекты аппаратного обеспечения) --- но он, конечно, не спасает от потери данных. Тем не менее, если есть задача обеспечить учебный процесс на N учеников, то было бы неплохо иметь 1-2 компьютера в холодном резерве.
- Достоинства холодного резерва:
- не нужно предпринимать дополнительных действий.
- Недостатки:
- Не спасает от потери данных
- Надо предусмотреть оперативное введение резерва в строй.
Второй стандартный способ --- резервное копирование. Если холодный резерв --- это запас железа, то резервное копирование --- запас данных. Если вы хотите обеспечить сохранность данных, то было бы неплохо чтобы эти данные существовали более чем в одном экземпляре и эти экземпляры периодически синхронизировались бы с основным.
Следует понимать, что хранение резервной копии на том же физическом носителе --- бессмысленная идея. Если нужно действительно повысить надежность, то необходимо использовать два диска. В случае, если есть возможность переписывать на другой компьютер, то это ещё лучше. Если есть возможность передать данные в другое помещение --- лучше в другое помещение. Можно использовать также переносные устройства(DVD,внешние жесткие диски и т.п.)
В ПСПО никаких автоматических средств для этого не включено, поскольку сервер не значился в госзаказе. Сейчас вроде бы какие-то идеи, связанные со школьным сервером предвидятся.
Одна из схем резервного копирования: на двух машина есть два диска: первая машина пишет свои данные на диск второй, а вторая --- на первую. Такая нехитрая идея позволяет при порче одной машины восстановить данные с другой.
Есть ещё один метод, менее популярный, чем первые два --- горячий резерв. В этом способе вместо одного устройства работой занимаются сразу два или более устройств. Проще всего это пронаблюдать на примере винчестеров. Для этого существуют несколько способов объединения их в одно пространство. В простейшем случае это зеркалирование. Большинство современных компьютеров делают вид что они умеют это делать на аппаратном уровне. К сожалению, часто это всего лишь небольшая модификация для БИОС для корректной загрузки с такого объединения, а вся нагрузка ложится на драйвер, то есть программную часть. В Линукс в этом смысле лучше использовать программное объединение дискового пространства в т.н. том. Кстати сказать, интерфейс установщика позволяет делать это очень легко --- там разделяется понятие тома и раздела. То есть установить АльтЛинукс на машину с двумя винчестерами, сделав из одного них зеркало другого очень легко. Единственное, что надо сделать --- настроить загрузку. В некоторых случая можно установить систему и на аппаратный RAID, когда есть разумный контроллер, для которого есть линуксовый драйвер. При этом установщик может подгрузить все необходимые модули.
Существуют и более хитрые способы горячего резерва, но в школе они редко применимы. Например, работают одновременно две машины, выполняющие одну и ту же функцию, объединенные при помощи специального программного обеспечения так, что при выходе из строя одной машины продолжает работать другая. Аналогичное возможно и с блоками питания, и с процессорами.
Несмотря на то, что мы отказались давать классификацию уязвимостей, укажем, что проблема безопасности троякая:
- Могут пострадать данные
- Может пострадать аппаратное обеспечение
- Может произойти отказ в обслуживании (машина работает не так, как мы хотим)
Следует также сказать, что вопрос обеспечения надежности это задача администратора, и он упирается в большое количество работ, когда вы компьютера вообще не видите --- прокладка кабеля, обеспечение питания, регулярная профилактика. В числе прочего, если важна бесперебойная работа чего-то, то неплохо бы обеспечить источник бесперебойного питания. Существует ПО для работы с UPS'ом, как поставляемое разработчиком, так и отдельное, и можно автоматизировать процесс: если UPS сообщает что он сможет обеспечить питание только на 15 минут, то машину можно автоматически выключить.
Сведения о ресурсах
Готовность (%) |
Продолжительность (ак. ч.) |
Подготовка (календ. ч.) |
Полный текст (раб. д.) |
Предварительные знания |
Level |
Maintainer |
Start date |
End date |
50 |
1 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|