О пользователях дистрибутива
... а также обо всём, чего четыре, о том, что такое fun, о гибких конструкторах, оболочках, Пути Unix, полушариях и
Примечание: эта лекция читалась ровно две пары. Отчего так вышло -- ума не приложу...
Четыре категории пользователей
Пользователи ''дистрибутива'' (а не отдельного ПО)
- Системные администраторы (ADM)
- Разработчики ПО (DEV)
- Постановщики задач и наладчики бизнес-процессов (условно "системные интеграторы") (INT)
- Любознательные пользователи и повышающие квалификацию (a.k.a. Just For Fun) (JFF)
Четыре категории пользовательских задач
- Собственные/Чужие (кто пользуется решениями задач)
- Компьютерные/Некомпьютерные (лежит ли результат труда пользователя в компьютерной сфере)
|
Собственные |
Чужие |
Некомпьютерные |
ADM |
INT |
Компьютерные |
JFF |
DEV |
Четыре категории требований к инструментариям
- Собственные задачи -- гибкость
- Чужие задачи -- готовые решения типовых задач
- Компьютерные задачи -- программирование
- Некомпьютерные задачи -- констрцктор в некомпьютерной объектной области
|
Программирование |
Конструктор |
Готовые решения |
RAD; дисциплины и среды программироания: Java, RR, Zope; IDE; ACE |
Пакеты Прикладных Программ |
Гибкость |
Си :), языки прогр. общего назначения; системные и интерфейсные библиотеки |
Общего решения нет |
Гибкий конструктор: The UNIX way
Требования к интерфейсу управления системой (т. е. к "гибкому конструктору решений"):
Интерфейс -- это средства, позволяющие человеку управлять системой
Абстрактный "конструктор" |
Интерфейк командной строки |
Набор "деталей" |
Запуск процессов |
"Крепёж" |
Взаимодействие процессов по данным, IO |
Взаимодействие процессов по управлению, IPC |
|
"Терминология" |
Пространство имён -- filesystem ("всё -- файл") |
"Язык описания" |
Shell: |
Диалог с пользователем, интерпретатор командной строки |
|
Управление процессами и файлами, оболочка |
|
Формализация созданных решений задач, ЯП |
|
"Наглядность" |
Информационное пространство -- manpages (документированность) |
"Умопостижимость" |
"Человекоприемлемость", config files ("всё -- текст") |
Требование многопользовательской системы: масштабируемость интерфейса
- Минимизация аппаратных требований (текстовый в/в, терминал)
Недостаток: эксплуатируется "научный" (дедуктивный, "от законов к решению задачи") стиль мышления, только отчасти -- "инженерный" (фактологический, "в сундуке есть все решения задач"), и совсем никак -- "сюжетный" (точное воспроизведение действий по принципу совпадения "персонажей, предметов и обстоятельств").
Костыль: т. н. "интуитивно понятный интерфейс" эффективно рассчитан на сюжетный стиль мышления, но не может претендовать на роль "гибкого конструктора"
Что не умеет Shell и когда это нужно?
- Сетевое взаимодействие (какой-то новый тип конструктора?)
Самодокументированность (use the rource, Luke)
Произвольная организация выбора вместо ввода (search, not type in)
Преимущество выбора перед вводом
- Многократные действия (экономия времени и снижение вероятности ошибки)
Непрофессиональные действия (интерфейс отражает легенду, а не действительные элементы управления)
- Сложные действия, умолчания, прочий искусственный интеллект (легко реализовать сценарием на shell, но от пользователя потребуется именно выбор)
Ситуации, когда визуальный поиск эффективнее текстового (поиск среди большого числа объектов в результате ошибочного дизайна или требований пользовательской области)